 |
|
 |
Поступающим
Внимание! Вся информация приведена на 2005 г. Актуальные сведения смотрите на mosconsv.ru
Приемные требования для абитуриентов, поступающих в Московскую государственную
консерваторию имени П.И.Чайковского на ОРКЕСТРОВЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Специальность "инструментальное исполнительство" (оркестровые духовые и ударные инструменты - флейта, гобой,
кларнет, фагот, валторна, труба, тромбон, туба; ударные инструменты)
Требования к уровню подготовки абитуриента
Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее профессиональное музыкальное образование.
Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем профессиональном
музыкальном образовании или высшем профессиональном образовании.
При приеме на подготовку по данной специальности консерватория проводит
следующие вступительные испытания:
специальность - по разделам
(исполнение программы; коллоквиум;
сольфеджио (письменно и устно);
гармония (письменно и устно).
русский язык и литература (сочинение).
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Исполнение программы
Абитуриент, поступающий на духовые
инструменты, должен показать на экзамене
знание всех видов гамм (исполнение гамм
по выбору комиссии), доминантсептаккордов
и уменьшенных септаккордов, хорошее владение
амбушюром и пальцевую беглость.
Нужно прочитать с листа партию оркестрового
или камерного произведения средней
трудности.
Программа абитуриента должна включать
следующие произведения:
ФЛЕЙТА
один этюд или каприсы по нотам
из пяти приготовленных (например,
А. Фюрстенау, В.Н. Цыбин
(из 10-ти концертных этюдов), Келлер -
3-я тетрадь, А. Приль,
Н.И. Платонов (24 этюда),
Н. Паганини - 24 каприса;
соната или отдельные части концертов
(I или II, III) (например, В. Моцарт -
Первый, Второй концерты, И.С. Бах -
Пятая, шестая сонаты (e-moll, E-dur),
И. Плейель - Концерт, Р. Ромберг -
Концерт, Э. Бозза - Агрестид,
А. Дютийе - Сонатина, А. Казелла -
Сицилиана и Бурлеска, И. Андерсен -
Баллада и танец сильфов, А. Жоливе -
Песня Линоса.
ГОБОЙ
один этюд по нотам из пяти
приготовленных;
концерты и сонаты (например:
Крамарж - Концерт F-dur, op. 52,
Гидаш - Концерт D-dur,
И.С. Бах - Соната g-moll,
II-III чч., Ф. Пуленк - Соната,
М. Дранишникова - Поэма.
КЛАРНЕТ
один этюд по нотам из пяти
приготовленных (например: Крепш - Тетрадь № 4)
Шпор, Вебер - Концерты (I или II и
III ч.) или Вебер - Большой концертный дуэт
(I или II, III ч.) или Россини - Интродукция,
тема и вариации;
одна из виртуозных пьес: Верди-Баси -
Фантазия на темы оперы Верди "Риголетто";
Мострас - Этюд; Гедике - Ноктюрн и этюд;
Гречанинов - Соната (II ч.)
ФАГОТ
один этюд по нотам из пяти
приготовленных (Ю. Вейсенборн,
Л. Мильде);
две части из концерта
(В. Моцарт, К. Вебер,
А. Вивальди, А. Кожелух,
А.Б. Луппов - концерты;
Б. Дварионас - Тема с вариациями
и т. п.) либо две пьесы (например:
Р.М. Глиэр - Экспромт и Юмореска;
Й. Гайдн - Andante, В.В. Купрович - Скерцино;
П.И. Чайковский - Ноктюрн и Полька,
пьесы Э. Бозза, Гровле, А. Тансман
и т. п.; см. сборники переложений,
составленные И. Костланом, Я. Шубертом,
Р. Терехиным, Ф. Захаровым,
Д. Ереминым и др.).
ВАЛТОРНА
один этюд по нотам из пяти
приготовленных (например, Копраш, Клинг,
Стари, Галлэ и др.);
произведение крупной формы (например:
В. Моцарт - Концерты (I и II или
III и IV части), Концертное рондо;
Россини - Интродукция и тема с вариациями;
И. Штраус - концерты; А.Ф. Гедике -
Концерт; Р.М. Глиэр - Концерт)
или две пьесы (одна - медленная кантилена,
другая - подвижная); П.И. Чайковский -
Осенняя песня, Ноктюрн; Г.И. Сальников -
Ноктюрн, Юмореска; А.К. Глазунов -
Мечты; Р.М. Глиэр - Ноктюрн,
Интермеццо).
ТРУБА
один виртуозный этюд из пяти
приготовленных или один наизусть
(В. Вурм, В. Брандт,
Ж. Арбан, В. Щелоков,
Д. Гинецинский, С. Баласанян и др.);
два небольших произведения
различного характера или одно сочинение
крупной формы: И. Гуммель -
Концерты (I или II, III чч.); Й. Гайдн -
Концерт (I или II, III чч.); Т. Альбинони -
Концерт (I или II, III чч.); Г. Гендель -
Концерт (I ч.); А. Арутюнян -
Концерт; В. Щелоков - Концерт № 1
(I или II, III чч.); Концерт № 2, (I ч.);
В. Щелоков - Этюд № 1 и № 2;
А. Пескин - Концерт № 1 (I или II, III чч.);
А. Пескин - Концертное аллегро;
Дж. Энеску - Легенда; Э. Бозза -
Сельские картинки; О. Беме -
Концерт (I или II, III чч.);
А. Гедике - Концерт и др.
ТРОМБОН
Тромбон
гамма Ре-мажор в две октавы на 4/4,
трезвучие легато, piano;
один из 5 разнохарактерных этюдов
на выбор комиссии по нотам
(В.Б. Блажевич или Ф. Вобарон);
Ф. Давид - Концертино для
тромбона и фортепиано, 1-я ч. (наизусть);
оригинальная пьеса для тромбона
продолжительностью до 8 минут (наизусть) -
по выбору абитуриента;
Бас-тромбон
гамма Си бемоль мажор в 3
октавы на 4/4,
трезвучие легато, piano;
один из 5 разнохарактерных этюдов
на выбор комиссии по нотам (Б. Григорьев
или К. Стефановский);
Э. Заксе -
Концерт для Бас-тромбона в Фа-мажоре,
1-я часть (наизусть);
оригинальная пьеса для Бас-тромбона
продолжительностью до 8 минут (наизусть) -
по выбору абитуриента.
ТУБА
гаммы мажорные и минорные в 3 октавы,
арпеджио в движении четвертями - forte,
piano legato;
один этюд, желательно наизусть,
из пяти приготовленных (В. Блажевич,
А. Лебедев, С. Васильев,
Б. Григорьев, Ж. Тодоров);
пьесы: А. Лебедев -
Концертное аллегро, Концерт № 1 a-moll;
Б. Марчелло -
Соната F-dur (I-II чч.); Г. Экклс -
f-moll (I-II чч.); В. Кладницкий -
Соната для тубы, I ч; Д. Хаддад -
Сюита для тубы; Н. Раков - Поэма-фантазия
для тубы.
УДАРНЫЕ
МАЛЫЙ БАРАБАН
"двойки" в различных нюансах,
ускоряя от быстрого темпа с переходом к
дроби и возвращаясь к медленному темпу;
уверенное ритмически точное исполнение
этюдов в пределах № 40 и простейших
оркестровых выписок (К.М. Купинский,
Школа);
чтение с листа ритмических этюдов
с употреблением синкоп, пауз 3, 5, 6-7-ых
ритмов, уметь использовать различные
нюансы.
ЛИТАВРЫ
одиночные удары в различных
ритмических фигурах с переходом на другую
литавру, ускоряя и замедляя;
тремоло в различных нюансах;
застройка интервалов: кварты,
квинты и перестройка в пределах простейших
интервалов;
этюды и оркестровые выписки
(К.М. Купинский, Школа, № 20);
читка простейших ритмических комбинаций
с листа).
КСИЛОФОН
гаммы мажорные, минорные, арпеджио,
их исполнение также в приеме "тремоло";
этюды для двух литавр
(К.М. Купинский, Школа);
пьесы: либо одна крупной формы
(часть концерта), либо две средней и малой
формы виртуозного характера;
чтение с листа небольших музыкальных
отрывков в спокойном движении.
КОЛОКОЛЬЧИКИ
маленькая пьеса по желанию поступающего.
Коллоквиум
На коллоквиуме осуществляется проверка:
знания музыкальной литературы в
объеме программы музыкального училища;
умения рассказать об одном из
произведений, исполненных на экзамене,
его авторе, охарактеризовать стилистические
черты данного сочинения,
обосновать свою исполнительскую
интерпретацию;
общих знаний в области культуры и
искусства.
СОЛЬФЕДЖИО
Письменно:
двухголосный диктант в форме периода
(8-12 тактов), содержащий отклонения
в тональности I степени родства.
Время записи диктанта - 20-25 минут;
количество проигрываний - 10-12 раз.
Примерная трудность диктанта:
Б. Алексеев, Дм. Блюм
"Систематический курс музыкального
диктанта", № 467.
Устно:
пение мажорных и минорных гамм трех
видов, ладов народной музыки, пентатоники,
дважды гармонического мажора и минора,
хроматической гаммы;
пение и определение на слух
диатонических и альтерированных ступеней
лада;
пение и определение на слух
диатонических и хроматических интервалов,
включая тритоны, характерные интервалы с
разрешениями;
пение и определение на слух трезвучий
(мажорных, минорных, уменьшенных и увеличенных) и их обращений, всех
диатонических септаккордов и их обращений, а также разрешений септаккордов:
D7 с обращениями, II7 с обращениями и VII7 с
обращениями. Пение и определение на слух DD7 с обращениями и
разрешениями в тональность и ее альтерированных разновидностей - D7
#5, ввD7, DD7#1,
ввD7b3,
DD7#1b5;
определение на слух модуляций в
тональности I степени родства, например,
Мажор:
I—II2—D65—T—D2
IV6—DD43#1b5
—D—T—D43—T=
S DD65#1
K64 D7
Минор:
t—III—S—II43—ввD65b3
K64
D—t—III—S—t6—D65 IV=VI—II65—DD43#1b5
—K64—D7—t—S64—t
пение с листа одноголосной мелодии с хроматизмами и отклонениями в
родственные тональности, простые и сложные размеры; синкопы, триоли, дуоли.
Пример: А. Агажанов "Курс сольфеджио", вып. I, № 535.
ГАРМОНИЯ
Письменно:
гармонизация мелодии с отклонениями и модуляцией в тональности I степени родства с
применением всех аккордов по программе музыкального училища.
Время написания работы - два часа.
Устно:
выполнение заданий за фортепиано - игра модуляций в форме периода
в тональности I степени родства, разрешение всех диатонических
септаккордов и их обращений; аккордов DD со всеми возможными альтерациями;
гармонический анализ музыкального отрывка с листа;
например: Л. Бетховен - первый период из II части 7 Сонаты;
первые периоды в пьесах П.И. Чайковского - Январь, Июнь, Октябрь из Времен года;
ответы на вопросы по курсу гармонии, возможные в связи с выполнением перечисленных заданий.
В оглавление раздела "Поступающим"...
|
 |
|
 |
 |