Cетевой портал Московской консерватории

KOHCA.net

Новости
Студенты
Гостевая
Форум
О сайте



Поступающим

Внимание! Вся информация приведена на 2005 г. Актуальные сведения смотрите на mosconsv.ru
Приемные требования для абитуриентов, поступающих в Московскую государственную консерваторию имени П.И.Чайковского на ДИРИЖЕРСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Cпециальность "дирижирование" (дирижирование оперно-симфоническим оркестром)

Требования к уровню подготовки абитуриента

  • Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее профессиональное музыкальное образование.
  • Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем профессиональном музыкальном образовании или высшем профессиональном образовании.
  • При приеме на подготовку по данной специальности консерватория проводит следующие вступительные испытания:
    специальность - по разделам (дирижирование; коллоквиум;
    сольфеджио (письменно и устно);
    гармония (письменно и устно);
    музыкальная литература;
    фортепиано).
    русский язык и литература (сочинение).

    Для поступающих на отделение оперно-симфонического дирижирования желательно иметь высшее профессиональное музыкальное образование.

    ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

    Дирижирование
    Дирижирование (в сопровождении фортепиано) двумя разнохарактерными произведениями (в быстром и медленном темпах).
    Примерная степень трудности: увертюра В. Моцарта и медленная часть симфонии или сюиты П.И. Чайковского и т. п.
    Два произведения лучше заменить одним, содержащим различные темпы, размеры и прочие характеристики, предоставляющие абитуриенту возможность продемонстрировать уровень владения различной техникой дирижирования и понимание смысла исполняемой музыки, например:
    К. Вебер - Увертюра "Оберон", П.И. Чайковский - Увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта" и т. п.

    Коллоквиум
  • собеседование по специальности (знание музыкальных произведений выдающихся композиторов, написанных для симфонического и камерного оркестров; вокально-ораториальных, оперных и балетных сочинений);
  • анализ произведений, подготовленных для экзамена по дирижированию;
  • знание партитуры и инструментов симфонического оркестра (тембр, объем, регистры, транспорт, основные выразительные средства);
  • чтение с листа на фортепиано отрывка из несложной симфонической партитуры.

    СОЛЬФЕДЖИО

    Письменно:
    трехголосный диктант смешанного (гомофонно-полифонического) склада в песенной форме, содержащий отклонения в тональности недиатонического родства, транспонирующие секвенции, элементы хроматической тональности, сложные формы разрешения задержаний, интонационную систему и ритмику, характерную для современной музыки.
    Время записи - до 30 минут, количество проигрываний - 10.

    Устно:
  • пение с листа одно-четырехголосных примеров, с модуляциями, мажоро-минорными оборотами, энгармонизмом и другими гармоническими формами, соответствующими темам Учебника гармонии (авторы - И.И. Дубовский, С.В. Евсеев, И.В. Способин, В.В. Соколов), а также с ритмическими и интонационными трудностями, типичными для музыки XX века;
  • пение без подготовки мелодической или гармонической модуляции на заданный начальный оборот;
  • определение на слух гармонического построения, содержащего отклонения и модуляции в тональности недиатонического родства (вторая и третья степень), энгармонизм септаккордов или трезвучий, аккордику мажоро-минорной системы (Объем последовательности - 30-35 аккордов).

    ГАРМОНИЯ

    Письменно:
    гармоническая задача в песенной форме, с энгармонической модуляцией, хроматическими и транспонирующими секвенциями, органными пунктами и другими гармоническими средствами, включающими весь курс Учебника гармонии.
    Возможна также задача с применением полифонических приемов, например, канона в репризе или канонической секвенции в середине формы (об этом должно быть сообщено абитуриентам перед началом экзамена в общей форме, без уточнения интервала и времени вступления голосов).

    Устно:
  • выполнение заданий за фортепиано - игра модуляций постепенных и внезапных (с участием аккордов мажоро-минора, энгармонизма уменьшенного септаккорда, а также малого мажорного септаккорда со всевозможными альтерациями и с секстой, малого с уменьшенной квинтой и малого минорного септаккордов).
    При выполнении задания экзаменатором может быть предложено начало для модулирующего построения, дан определенный аккорд для внезапной модуляции или указан нестандартный тональный план, который необходимо реализовать при выполнении модуляции.
  • вопросы по курсам теории музыки, гармонии, инструментоведения, полифонии; среди устных вопросов: звукоряды натуральных ладов (в частности, эолийского, локрийского, с увеличенной секундой, переменного, пентатоники и др.), звукоряды некоторых симметричных ладов (целотонного, тон-полутон, увеличенного типа 2.1.1, дважды мажорного или "лада Петрушки"), "лады Шостаковича": понятие об основных законах гармонии XX века (с побочными тонами, квартаккорды, квинтаккорды, кластеры, двутерцовые, "прокофьевская доминанта", "прометеевское шестизвучие", полиаккорды, полилады, диссонантные устои, сложные тоники; основные техники композиции XX века (понятие о новой тональности, модальности, центральном созвучии, серийности, сонорике, алеаторике, электронной музыке), современные смешанные техники композиции.

    ФОРТЕПИАНО

    Программа абитуриента должна включать следующие произведения:

  • Полифоническое сочинение:
    Прелюдия и Фуга - И.С. Бах (ХТК), Д.Д. Шостакович, Р.К. Щедрин.
  • Произведение крупной формы:
    Соната или вариации - Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт.
  • Произведение малой формы:
    Пьеса по выбору:
    А.Н. Скрябин - op. 11, 15, 16;
    Д.Д. Шостакович - Прелюдии (op. 34);
    С.С. Прокофьев - Сарказмы, Сказки старой бабушки, Мимолетности;
    Р. Шуман - Листки из альбома (op. 134);
    Б. Барток - Багатели (op. 6);
    П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, Р.К. Щедрин - фортепианные пьесы.
    Одно из произведений (полифония, крупная форма или пьеса) обязательно должно представлять современную музыку (ХХ - XXI веков).
  • Чтение с листа:
    в 2 руки - произведение средней трудности;
    в 4 руки - симфонии Й. Гайдна, В. Моцарта, Ф. Шуберта.
  • Обязательное исполнение самостоятельно подготовленной небольшой пьесы:
    1-2 страницы текста, которой будет дан на консультации за 2-3 дня до экзамена.

    МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

    Абитуриент должен знать музыкальную литературу в соответствии с приведенными таблицами;
    биографии и важнейшие хронологические даты жизни и творчества крупнейших композиторов;
    иметь представление об основных этапах и наиболее значительных явлениях истории русской и зарубежной музыкальной литературы.

    Список зарубежной музыкальной литературы

    И.С. Бах

    Хорошо темперированный клавир - несколько прелюдий и фуг.
    I том: BWV 846 C-dur, BWV 847 c-moll, BWV 850 D-dur, BWV 855 e-moll, BWV 866 B-dur;
    II том: BWV 874 D-dur, BWV 875 d-moll, BWV 881 f-moll, BWV 883 fis-moll.
    Хроматическая фантазия и фуга BWV 901.
    Органные обработки церковных песен (хоральные прелюдии) - две-три по выбору - Ich ruf zu dir... BWV 639, f-moll (Edition Peters, V; S.33, Nr.30); Wer nur den lieben Gott... BWV 642, a-moll (Edition Peters, V; S.57, No.54);
    Wachet auf, ruft uns die Stimme... BWV 645, Es-dur (Edition Peters, VII; S.72, No.57);
    Месса h-moll, BWV 232
    I часть - полностью; из "Символа Веры" (II часть) - Credo, Et incarnatus est, Crucifixus, Et resurrexit; III часть (Sanctus); из IV части - Agnus Dei, Dona nobis pacem.
    "Страсти по Матфею", BWV 244
    Из I части: первый хор; предательство Иуды и ария сопрано "Blute nur" (h-moll); Тайная вечеря - включая хорал "Ich bin`s", до accompagnato и арии сопрано "Ich will dir mein Herze schenken" (G-dur); появление Иисуса с учениками в Гефсиманском саду, речитатив с хоралом "O Schmerz!" и ария тенора с хором "Ich will bei meinem Jesu wachen" (c-moll); пленение Иисуса - включая дуэт сопрано и альта с хором "So ist mein Jesus nun gefangen" и хор "Sind Blitze, sind Donner"; заключительный хор. Из II части: Ария альта с хором, accomagnato и ария тенора "Geduld" (a-moll); раскаяние Петра и ария альта "Erbarme dich" (h-moll); раскаяние Иуды и ария баса "Gebt mir meinem Jesum wieder" (G-dur); суд Пилата - включая хор-turba "Lass ihn kreuzigen" и ария сопрано "Aus Liebe" (a-moll); смерть Иисуса (BWV 71-73); последний accompagnato всех солистов с хором "Nun ist der Herr zur Ruh gebracht"; заключительный хор.

    Г. Гендель

    Оратория "Самсон"
    I акт - № 1 (увертюра), № 3 (хор "Awake the trumpet's lofty sound"), № 7 (ария Филистимлянки "Then free from sorrow", h-moll), № 9 (ария Самсона "Torments, alas!", c-moll), № 13 (ария Самсона "Total eclipse!", e-moll), № 14 (хор израильтян "Oh first created beam!"). II акт - №№ 34-35 (ария Михи "Return, return" с хором "To dust his glory" Es-dur), № 37 (ария Далилы "With plaintive notes", G-dur), №№ 41-42 (дуэт Далилы и Филистимлянской девы "My faith and truth" и хор дев "Her faith and truth" h-moll), № 45 (дуэт Самсона и Далилы "Traitor to love!" A-dur). III акт - №№ 75-78 (сцена разрушения храма).
    Concerti grossi, op. 6

    К. Глюк

    Опера "Орфей"
    I акт - хор пастухов и пастушек и ария Орфея; II акт - сцена Орфея с фуриями; III акт - ария Орфея.

    Й. Гайдн

    Симфонии Сорок пятая, Сто третья, Сто четвертая

    В. Моцарт

    Опера "Свадьба Фигаро", KV 492
    Увертюра; из I акта - первый дуэттино Фигаро и Сюзанны, каватина и ария Фигаро, ария Керубино; из II акта - каватина Графини, ариетта (canzona) Керубино, финал; из IV акта - ария Фигаро, ария Сюзанны, финал.
    Опера "Дон Жуан", KV 527
    Увертюра; из I акта - интродукция, ария Лепорелло, дуэттино Дона Жуана и Церлины, ария Дон Жуана, финал; из II акта - канцонетта Дон Жуана "Deh, vieni alla finestra", финал.
    Симфония Сороковая соль минор, KV 550
    Клавирные сонаты: A-dur, KV 300i/331, c-moll, KV 457
    Фантазия для клавира c-moll, KV 475

    Л. Бетховен

    Симфонии Третья, Пятая, Шестая
    Увертюра "Эгмонт"
    Фортепианные сонаты op. 13 (c-moll) "Patetique"; op. 26 (As-dur); op. 27 № 2 (cis-moll) "Quasi una fantasia"; op. 31 № 2 (d-moll); op. 53 (C-dur); op. 57 (f-moll) "Appassionata"; op. 110 (As-dur); op. 111 (c-moll)

    Ф. Шуберт

    Симфония h-moll Неоконченная
    Песни: "Маргарита за прялкой", баллада "Лесной царь"
    "Прекрасная мельничиха": В путь, Куда?, Любопытный, Нетерпение, Охотник, Любимый цвет, Мельник и ручей, Колыбельная песня ручья
    "Зимний путь": Спокойно спи, Липа, Весенний сон, Шарманщик, Лебединая песнь, Двойник

    Дж. Россини

    Опера "Севильский цирюльник"
    Увертюра; из I акта - канцона Альмавивы, каватина Фигаро, каватина Розины, ария Дона Базилио (La calunnia), квинтет "Buona sera", финал.

    Ф. Мендельсон-Бартольди

    Увертюра "Сон в летнюю ночь"
    Скрипичный концерт e-moll
    "Песни без слов" - три-четыре по выбору

    Р. Шуман

    Фортепианные произведения: "Бабочки", "Карнавал", Симфонические этюды, Фантастические пьесы (ор. 12)
    Вокальный цикл "Любовь поэта"

    К.М. Вебер

    Опера "Вольный стрелок"
    Увертюра; из I акта - интродукция, вальс и ария Макса; из II акта - сцена и ария Агаты, финал (сцена в "Волчьей долине"); из III акта - антракт, народная песня, хор охотников, финал.

    Ф. Шопен

    Мазурки: три-четыре по выбору - ор. 17 № 4, ор. 41 № 4, ор. 53 № 3, ор. 57 № 2, ор. 63 № 3
    Прелюдии: №№ 1, 7, 14, 15, 20, 24.
    Ноктюрны: один-два по выбору - cis-moll, Des-dur, c-moll.
    Этюды: один-два по выбору - op. 10 № 12, op. 25 № 1.
    Полонезы: один по выбору - op. 40 № 2 c-moll, op. 44 fis-moll.
    Первая Баллада
    Вторая соната

    Ф. Лист

    Прелюды
    Венгерские рапсодии - одна-две по выбору, №№ 2, 6, 12, 15
    "Годы странствий": Часовня Вильгельма Телля, На берегу ручья, Долина Обермана, Женевские колокола, Обручение, Сонет Петрарки № 104.

    Р. Вагнер

    Опера "Тангейзер"
    Увертюра; хор странников, романс Вольфрама из III акта.
    Опера "Лоэнгрин"
    Из I акта - вступление, выход и сон Эльзы, прибытие Лоэнгрина; из II акта - вступление; из III акта - свадебный хор, сцена Эльзы и Лоэнгрина, рассказ Лоэнгрина.
    Тетралогия "Кольцо нибелунга"
    знакомство с отдельными сценами - Полет валькирий, Траурный марш Зигфрида.

    Дж. Верди

    Опера "Риголетто"
    Вступление; из I акта - баллада Герцога, ария Джильды, хор "Тише, тише"; из II акта - сцена и ария Риголетто; из III акта - песенка Герцога и квартет.
    Опера "Аида"
    Из I акта - романс Радамеса, сцена Аиды, хор жриц; из II акта - сцена и дуэт Аиды и Амнерис, финал; из III акта - вступление и романс Аиды; из IV акта - сцена суда, дуэт Аиды и Радамеса.
    Oпера "Травиата"
    Вступление; из I акта - ария Виолетты; из II акта - сцена Виолетты и Жермона; из III акта - финал.

    Й. Брамс

    Четвертая Симфония
    Фортепианные пьесы ор. 117 (118, 119)

    Ж. Бизе

    Опера "Кармен"
    Вступление; Из I акта - хор мальчиков, хор работниц, хабанера, сегидилья; из II акта - антракт, цыганская песня, куплеты Эскамильо, дуэт Хозе и Кармен; из III акта - антракт, сцена гаданья; из IV акта - антракт и заключительный дуэт.

    Г. Берлиоз

    Фантастическая симфония

    Ш. Гуно

    Опера "Фауст"
    Сцена на ярмарке, баллада о фульском короле, ария Маргариты, каватина Фауста, дуэт Фауста и Маргариты (из III акта).

    Дж. Пуччини

    Опера "Богема"
    Из I акта - ария Рудольфа, ария Мими; II акт.

    Б. Сметана

    Опера "Проданная невеста"
    Из I акта - хор "Как же нам не веселиться", ариозо Маженки, полька; из II акта - ариозо Вашека, дуэт Кецала и Еника, фуриант; из III акта - ариозо Вашека и галоп.
    Моя родина
    Влтава

    А. Дворжак

    Симфония "Из Нового Света"
    Славянские танцы: один-два на выбор - e-moll, cis-moll.

    Э. Григ

    "Пер Гюнт": Первая и вторая сюиты
    Лирические пьесы - пять-шесть по выбору
    Романсы - три-четыре по выбору

    К. Дебюсси

    "Послеполуденный отдых фавна"
    Ноктюрны
    Прелюдии для фортепиано - несколько на выбор

    Р. Штраус

    "Тиль Уленшпигель"

    Список русской музыкальной литературы

    М.И. Глинка

    Опера "Жизнь за Царя"
    Увертюра; I акт; II акт; из III акта - песня Вани, квартет, сцена с поляками, свадебный хор, романс Антониды; из IV акта - речитатив и ария Вани, хор поляков, ария Сусанина, речитатив и финал; эпилог.
    Опера "Руслан и Людмила"
    Увертюра; I акт; II акт; из III акта - персидский хор, каватина Гориславы, ария Ратмира; из IV акта - сцена и ария Людмилы, марш Черномора и восточные танцы; из V акта - хоры "Ах, ты, свет Людмила", "Не проснется птичка утром", сцена пробуждения Людмилы и заключительный хор.
    Симфонические произведения - Камаринская, Арагонская хота, Воспоминание о летней ночи в Мадриде, Вальс-фантазия
    Романсы (восемь-десять по выбору).

    А.С. Даргомыжский

    Опера "Русалка"
    I акт; из II акта - хор "Сватушка", песня "По камушкам"; из III акта - ария Княгини, хоры русалок, каватина Князя, дуэт Князя и Мельника; из IV акта - ария Русалки.
    Романсы и песни (восемь-десять по выбору).

    А.Г. Рубинштейн

    Опера "Демон"
    Из I акта - монолог Демона "Проклятый мир", хор "Ходим мы к Арагве светлой", ариозо "Дитя, в объятиях твоих", хор "Ноченька"; из II акта - лезгинка, ариозо Демона "Не плачь, дитя", ариозо "На воздушном океане"; из III акта - романс Тамары, сцена Демона и Тамары.

    М.А. Балакирев

    Восточная фантазия "Исламей"
    Увертюра на темы трех русских песен
    Романсы (три-четыре по выбору).

    А.П. Бородин

    Опера "Князь Игорь"
    Вторая симфония
    Романсы (пять-шесть по выбору)
    Второй квартет - общее знакомство.

    М.П. Мусоргский

    Опера "Борис Годунов"
    "Картинки с выставки"
    "Песни и пляски смерти"
    Песни (семь-восемь по выбору).

    Н.А. Римский-Корсаков

    Опера "Снегурочка"
    Пролог; из I акта - две песни Леля, ариетта Снегурочки, ариетта Купавы, свадебный обряд и финал; из II акта - от дуэта царя Берендея и Купавы до каватины царя Берендея включительно; из III акта - хор "Ай, во поле липенька", Третья песня Леля, ариозо Снегурочки, сцена Снегурочки и Мизгиря; IV акт.
    Опера "Садко"
    Вступление; из I картины - хор "Будет красен день", речитатив и ария Садко; II, IV, VI картины; из VII картины - колыбельная Волховы и финальный хор.
    Опера "Царская невеста"
    Увертюра; из I акта - речитатив и ария Грязного, сцена прихода гостей, ариозо Лыкова, песня Любаши, трио и дуэт; из II акта - от арии Марфы до арии Любаши включительно; IV акт.
    Опера "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"
    Фрагменты - Похвала пустыне, Сеча при Керженце
    Опера "Золотой петушок"
    Фрагменты - Введение, ария Шемаханской царицы, Свадебное шествие
    Симфоническая сюита "Шехеразада"
    Романсы (семь-восемь по выбору).

    П.И. Чайковский

    Опера "Евгений Онегин"
    Опера "Пиковая дама"
    Первая, Четвертая, Пятая, Шестая симфонии
    Увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта"
    Первый фортепианный концерт
    Камерно-инструментальные сочинения - знание одного на выбор - квартет или Трио "Памяти великого артиста"
    Романсы (десять-двенадцать по выбору).

    С.И. Танеев

    Симфония c-moll
    "Иоанн Дамаскин"
    Романсы (четыре-пять по выбору)
    Фортепианный квинтет - общее знакомство

    А.К. Глазунов

    Пятая симфония
    Скрипичный концерт

    А.К. Лядов

    Симфонические произведения
    Восемь русских песен для оркестра, "Волшебное озеро", "Кикимора".

    А.Н. Скрябин

    Прелюдии ор. 11 (восемь-десять по выбору)
    Этюды ор. 8 - по выбору
    Поэмы ор. 32
    Сонаты - одна из ранних, а также Четвертая
    Третья симфония
    "Поэма экстаза" - общее знакомство

    С.В. Рахманинов

    Прелюдии ор. 23 и ор. 32 - пять-шесть по выбору
    Этюды-картины ор. 33 и ор. 39 - по выбору
    Второй и Третий фортепианные концерты
    Романсы (семь-девять по выбору)

    И.Ф. Стравинский

    Балет "Жар-птица" - общее знакомство
    Балет "Петрушка"
    Балет "Весна священная" - общее знакомство
    Сочинения неоклассического периода - Симфония псалмов или "Царь Эдип".

    Н.Я. Мясковский

    Пятая, Двадцать первая симфонии, Шестая (общее знакомство)

    С.С. Прокофьев

    "Ромео и Джульетта"
    Балет "Золушка" - фрагменты - Вступление, Урок танцев, Вальс Золушки, Гавот, Фея Зимы, Полночь
    Опера "Война и мир" - эпиграф; I картина; из II картины - вальс Наташи; из III картины - ариозо Наташи, из IV картины - от ариозо "Чудо, как хороша она" до конца; из VIII картины - вступление; из IX картины - монолог Наполеона; из X картины - ария Кутузова; XII картина; Эпилог.
    Опера "Любовь к трем апельсинам" - Марш и Скерцо
    Кантата "Александр Невский"
    Первая, Пятая, Седьмая симфонии
    Третий фортепианный концерт
    Шестая и Седьмая фортепианные сонаты
    Наваждение, Сарказмы, Мимолетности - общее знакомство

    Д.Д. Шостакович

    Пятая, Седьмая, Восьмая, Одиннадцатая симфонии
    Восьмой квартет
    Прелюдии ор. 34
    "Катерина Измайлова" - фрагменты - Ариозо Катерины "Я однажды в окошко увидела" (III к.), Пассакалья (антракт к V к.), Монолог Катерины и хор каторжан (финал оперы).

    А.И. Хачатурян

    Скрипичный концерт

    Г.В. Свиридов

    Поэма памяти С. Есенина; Курские песни - общее знакомство с произведениями композитора.

    В случае, если название произведения или его часть не снабжены в списке специальными комментариями (например: "Евгений Онегин" или III картина), предполагается знание абитуриентом всего произведения полностью (или всей указанной его части).

    В оглавление раздела "Поступающим"...


  • Вокруг

    Друзья

    квартет флейт СИРИНКС

      →  Окажите поддержку сайту KOHCA.net!
    Made by Rusign © Сетевой портал Московской консерватории KOHCA.net, 1998-2019. О проекте...
    Дизайн, логотип, программирование - медиа-ателье РУЗАЙН (Rusign). Сайт из семьи RUZ.NET.
    Сайт открыт 4 июня 1998 года.

    Rambler's Top100 Service