Cетевой портал Московской консерватории

KOHCA.net

Новости
Студенты
Гостевая
Форум
О сайте



Поступающим

Внимание! Вся информация приведена на 2005 г. Актуальные сведения смотрите на mosconsv.ru
Приемные требования для абитуриентов, поступающих в Московскую государственную консерваторию имени П.И.Чайковского на ДИРИЖЕРСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Cпециальность "дирижирование" (дирижирование академическим хором)

Требования к уровню подготовки абитуриента

  • Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее профессиональное музыкальное образование.
  • Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем профессиональном музыкальном образовании или высшем профессиональном образовании.
  • При приеме на подготовку по данной специальности консерватория проводит следующие вступительные испытания:
    специальность - по разделам (дирижирование: 1 тур - исполнение программы, 2 тур - работа с хором;
    коллоквиум (проводится между 1 и 2 туром);
    сольфеджио (письменно и устно);
    гармония (письменно и устно); фортепиано.
    русский язык и литература (сочинение).

    ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

    Дирижирование (1 тур)
    Дирижирование (под фортепиано) двумя произведениями (одно - a capella, другое с сопровождением), контрастными по выразительным средствам.

    Коллоквиум
    На коллоквиуме осуществляется проверка:
  • знания музыкальной литературы в объеме программы музыкального училища;
  • умения рассказать об одном из произведений, исполненных на экзамене, его авторе, охарактеризовать стилистические черты данного сочинения, обосновать свою исполнительскую интерпретацию;
  • общих знаний в области культуры и искусства.

    Дирижирование (2 тур)
    Работа с хором (15 минут) над произведением a capella, из числа предложенных комиссией (по жребию).
    Примерная сложность произведения для работы с хором: Чайковский - Ночевала тучка золотая; Танеев - Серенада; Шуман - Вечерняя звезда; Мендельсон - Подснежник и т. п.

    ПРИМЕРНЫЕ СПИСКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
    Произведения для хора a capella

    Алябьев

    "Увы, зачем она блистает", "В танце"

    Анцев

    "Ива"

    Балакирев

    "Свыше пророцы" ("Вечерняя песня")

    Глинка-Балакирев

    "Венецианская ночь"

    Гречанинов

    "Нас веселит ручей"

    Даргомыжский

    "Ворон к ворону летит", "Вянет, вянет лето красно"

    Денисов

    Пять хоров на слова А. Фета (отдельные хоры по выбору)

    Ипполитов-Иванов

    "Острою секирой", "Сосна"

    Калинников

    "Элегия", "Кондор", "Солнце, солнце встает", "На старом кургане"

    Коваль

    "Буря бы грянула что ли?", "Земля-земелюшка"

    Кюи

    "Засветилась вдали", "Сияет солнце", "Зой", "Уснуло все"

    Лятошинский

    "Осень", "По небу крадется луна"

    Рахманинов

    Концерт для хора "В молитвах неусыпающую Богородицу",
    Литургия Св. Иоанна Златоуста (отдельные №№ по выбору)

    Салманов

    "Весна", "Издалека"

    Стравинский

    "Ave Maria", "Четыре подблюдные песни"

    Свиридов

    Пять хоров на стихи русских поэтов (отдельные хоры по выбору),
    Пушкинский венок (отдельные хоры по выбору)

    Танеев

    "Венеция ночью", "Серенада", "Сосна"

    Чайковский

    "Легенда", "Не кукушечка во сыром бору",
    "Ночевала тучка золотая", "Соловушко", "Блажени яже избрал", "Ангел вопияше"

    Чесноков

    "Альпы", "Не цветочек в поле вянет", "Теплится зорька",
    Литургия Св. Иоанна Златоуста, op. 42 (отдельные №№ по выбору)

    Шебалин

    "Зимняя дорога", "Парус", "Послание декабристам"

    Щедрин

    "Тиха украинская ночь",
    Четыре хора на стихи А. Твардовского (отдельные хоры по выбору)
    Четыре хора на стихи А. Вознесенского (отдельные хоры по выбору)
    Строфы "Евгения Онегина" (отдельные хоры по выбору)

    Бетховен

    "Весенний призыв"

    Брамс

    Хоровые циклы op. 62, 93а, 104 (отдельные хоры по выбору)

    Бриттен

    Пять песен о цветах, ор. 47 (отдельные хоры по выбору)

    Брукнер

    "Ave Maria"

    Гуно

    "Ave verum", "Ночь"

    Дворжак

    О природе (отдельные хоры по выбору)

    Кодай

    "Ночью в горах", "Траурная песня"

    Мендельсон

    "Подснежник"

    Мийо

    "Навстречу весне"

    Пуленк

    Хоры a capella на слова Г. Аполлинера и П. Элюара (по выбору)

    Хиндемит

    Шесть песен на стихи Э. Рильке (отдельные хоры по выбору)

    Шимановский

    Курпевские песни (отдельные хоры по выбору)

    Шуберт

    Хоры для мужских голосов ор. 17, ор. 64 (по выбору)

    Шуман

    "В лесу", "Сон"

    Русские народные песни в обработке А. Александрова
    "Ах, не одна во поле дороженька", "Горы"

    Русская народная песня в обработке М. Мусоргского
    "У ворот, ворот батюшкиных"

    Русская народная песня в обработке Н. Римского-Корсакова
    "Заплетися, плетень"

    Русские народные песни в обработке А. Свешникова
    "Ах, ты степь широкая", "Вниз по матушке по Волге"

    Русская народная песня в обработке В. Соколова
    "Повянь, повянь, бурь-непогодушка"

    Русская народная песня в обработке Д. Шостаковича
    "Венули ветры"

    Украинская народная песня в обработке Н. Леонтовича
    "Щедрик"

    Произведения для хора с сопровождением

    Бородин

    Князь Игорь (отдельные хоры по выбору)

    Галынин

    Девушка и смерть (отдельные части по выбору)

    Глинка

    Жизнь за Царя, Руслан и Людмила (отд. хоры по выбору)

    Гречанинов

    Добрыня Никитин (отдельные хоры по выбору)

    Даргомыжский

    Русалка (отдельные хоры по выбору)

    Мусоргский

    Борис Годунов, Хованщина, Сорочинская ярмарка (отдельные хоры по выбору)

    Прокофьев

    Александр Невский (отдельные части по выбору)

    Рахманинов

    Алеко (отдельные хоры по выбору)

    Римский-Корсаков

    Садко, Псковитянка, Снегурочка, Царская невеста (отдельные хоры по выбору)

    Рубинштейн

    Демон: "Ноченька"

    Свиридов

    Поэма памяти Сергея Есенина, Патетическая оратория (отдельные части по выбору)

    Танеев

    Орестея (отдельные хоры по выбору)

    Чайковский

    Москва, музыка к "Снегурочке" А. Островского (отдельные части по выбору)

    Шостакович

    Катерина Измайлова: хор каторжан

    Щедрин

    Не только любовь (отдельные хоры)

    Бах

    Кантаты №№ 6,12, 23, 101, 122, 124 (отдельные части по выбору)

    Бизе

    Кармен, Искатели жемчуга (отдельные хоры по выбору)

    Брамс

    "Цыганские песни" (по выбору)

    Вагнер

    Летучий голландец, Лоэнгрин, Тангейзер (отдельные хоры по выбору)

    Вебер

    Вольный стрелок, Эврианта, Оберон (отдельные хоры по выбору)

    Верди

    Набукко, Эрнани, Аида, Трубадур (отдельные хоры по выбору)

    Вивальди

    Gloria (отдельные части по выбору)

    Вольф

    "Огненный всадник"

    Гайдн

    Времена года (отдельные части по выбору)

    Гендель

    Самсон, Израиль в Египте, Иуда Маккавей (отдельные части по выбору)

    Глюк

    Альцеста, Армида, Ифигения в Авлиде (отдельные части по выбору)

    Григ

    Олаф Тригвассон (отдельные части по выбору)

    Гуно

    Ромео и Джульетта, Фауст (отдельные части по выбору)<

    Дворжак

    Русалка (отдельные хоры по выбору)

    Леонкавалло

    Паяцы: хор колоколов

    Масканьи

    Сельская честь (отдельные хоры по выбору)

    Монюшко

    Галька, Страшный двор, Проданная невеста (отдельные хоры по выбору)

    Моцарт

    Свадьба Фигаро, Идоменей (отдельные хоры по выбору)
    Missa brevis F-dur, Missa brevis C-dur

    Орф

    Carmina burana (отдельные части по выбору)

    Перселл

    Дидона и Эней (отдельные хоры по выбору)

    Пуленк

    Засуха (отдельные части по выбору)

    Форе

    Реквием (отдельные части по выбору)

    Шуберт

    Месса G-dur, Месса As-dur, Месса Es-dur (отдельные части по выбору)

    Шуман

    "Цыгане"

    ЛИТЕРАТУРА ПО ХОРОВЕДЕНИЮ

  • "Памяти Н.М. Данилина" Письма, воспоминания, документы;
    "Советский композитор", 1987.
  • Н. Чесноков Хор и управление им;
    "Музгиз", 1961
  • Г. Дмитревский Хороведение и управление хором;
    "Музгиз", 1957
  • К. Пигров Руководство хором;
    "Музыка", 1961
  • Д. Локшин Замечательные русские хоры и их дирижеры;
    "Музгиз", 1963
  • К. Птица Очерки по технике дирижирования;
    "Музгиз", 1948
  • К. Птица Мастера хорового искусства в Московской консерватории;
    "Музыка", 1970
  • В. Соколов Работа с хором;
    "Музыка", 1967
  • В. Краснощеков Вопросы хороведения;
    "Музыка", 1969
  • К. Виноградов Работа над дикцией в хоре;
    "Музыка", 1967
  • В. Ильин Очерки истории русской хоровой культуры;
    "Советский композитор", 1985
  • Л. Гинзбург "Дирижерское исполнительство";
    "Музыка", 1975
  • "Кирилл Кондрашин рассказывает"
    "Советский композитор", 1989
  • "Н.С. Голованов" Литературное наследие. Переписка. Воспоминания современников;
    "Советский композитор", 1982
  • Г. Рождественская, Б. Тевлин "Кафедра хорового дирижирования"
    // Московская консерватория. 1866–1966. (Сб-к статей), сс. 522-540.
  • С. Юдин Формирование голоса певца;
    "Музыка", 1966
  • А. Пазовский Дирижер и певец;
    М., 1959
  • К. Птица "О музыке и музыкантах"
    (Сб-к статей, вст. статья Б. Тевлина, Л. Ермаковой);
    "Мистикос Логинов", 1995
  • "Памяти А.В. Свешникова"
    Сб-к статей под ред. С. Калинина;
    М., "Музыка", 1998.

    СОЛЬФЕДЖИО

    Письменно:
    Трехголосный диктант смешанного (гомофонно-полифонического) склада.
    Время записи - 25-30 минут, количество проигрываний - 8-10.
    Примерная степень трудности: Б. Алексеев, Д. Блюм. “Систематический курс музыкального диктанта», №№ 826, 866, 872.;
    Т. Мюллер “Двух- и трехголосные диктанты”. - М., 1978. №№ 78, 132.

    Устно:
  • пение и определение на слух любых интервалов (взятых изолированно и в тональности), всех видов трезвучий и септаккордов с обращениями и разрешением, альтерированных аккордов субдоминанты и доминанты;
  • пение и определение на слух однотональных и модулирующих построений (включая тональности I степени родства);
  • определение на слух модуляций в далекие тональности с постепенным возвращением через тональности I степени родства;
  • пение с листа: одноголосной мелодии в мажоре с альтерацией отдельных ступеней и модуляции в родственные тональности, в простых и сложных размерах, включая различные ритмические трудности; одноголосной народной песни в народных ладах; двухголосных примеров гармонического и полифонического склада, включающих мелодическую фигурацию и хроматизмы; трехголосных примеров гармонического склада (один голос играть, другой петь).
    Примерная трудность заданий: Н. Ладухин. “Одноголосное сольфеджио”, М., 1962, №№ 92, 113;
    И. Способин. “Двухголосное сольфеджио”, М., 1960, №№ 103, 104, 112.

    ГАРМОНИЯ

    Письменно:
    Гармонизация мелодия с применением всех видов диатонических аккордов, аккордов альтерированной субдоминанты (DD), а также модуляций и отклонений в тональности I степени родства.
    Примеры задач см. в сборниках: А. Мутли. Задачи по гармонии, М., 1964, №№ 384, 386, 417;
    А. Мясоедов. Задачи по гармонии, М., 1974 (1994), №№ 123, 126, 149.

    Время написания работы – два часа.

    Устно:
  • выполнение заданий за фортепиано - построение, определение и разрешение аккордов (трезвучий и септаккордов с обращениями, альтерированных аккордов) с энгармоническими заменами (доминантсептаккорда и совпадающих с ним звучностей, а также уменьшенного септаккорда); игра секвенций тональных и модулирующих, 2-4 аккорда в звене; игра модуляций в тональности I степени родства в форме периода.
    Для выполнения модуляции абитуриенту может быть предложен начальный гармонический оборот.
  • гармонический анализ с листа произведений разных стилей
    Примеры: Бетховен - сонаты для фортепиано; Чайковский - Времена года;
    Глинка, Чайковский, Рахманинов, Свиридов - романсы; Викт. Калинников, Чесноков, Танеев, Щедрин - хоры.
  • ответы на теоретические вопросы по курсу гармонии, возможные в связи с выполнением перечисленных заданий.

    ФОРТЕПИАНО

    Программа абитуриента должна включать следующие произведения:

  • Полифоническое сочинение.
    Например: Бах - несложная трех- или четырехголосная прелюдия и фуга из ХТК; Шостакович - прелюдия и фуга; Хиндемит - интерлюдия и фуга.
  • Произведение крупной формы:
    Например: Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт - сонаты; Мясковский - Легкие сонаты.
  • Произведение малой формы:
    Пьеса русского или зарубежного композитора. Пьеса современного композитора.
    Одно из произведений (полифония, крупная форма или пьеса) обязательно должно представлять современную музыку (вторая половина ХХ века).
  • Чтение с листа.
    В 2 руки - произведение средней трудности.
    В 4 руки - Симфонии Гайдна, Моцарта, Шуберта.
  • обязательное исполнение самостоятельно подготовленной небольшой пьесы (1-2 стр.), текст которой будет дан на консультации за 2-3 дня до экзамена.

    В оглавление раздела "Поступающим"...


  • Вокруг

    Друзья

    квартет флейт СИРИНКС

      →  Окажите поддержку сайту KOHCA.net!
    Made by Rusign © Сетевой портал Московской консерватории KOHCA.net, 1998-2023. О проекте...
    Дизайн, логотип, программирование - медиа-ателье РУЗАЙН (Rusign). Сайт из семьи RUZ.NET.
    Сайт открыт 4 июня 1998 года.

    Rambler's Top100 Service