![]() |
![]() |
![]()
|
![]() |
Поступающим
Внимание! Вся информация приведена на 2005 г. Актуальные сведения смотрите на mosconsv.ru
Приемные требования для абитуриентов, поступающих в Московскую государственную
консерваторию имени П.И.Чайковского на КОМПОЗИТОРСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Cпециальность "композиция"
Требования к уровню подготовки абитуриента ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ Цель сложного и многосоставного экзамена по специальным дисциплинам при поступлении на композиторский факультет - возможно более полное выявление профессиональных, творческих, личностных композиторских данных.
Показ абитуриентом представляемых им на экзамен готовых сочинений. Это могут быть сонатина, соната для фортепиано или других инструментов, пьесы небольших форм для различных инструментов, ансамблевых составов (струнные, духовые инструменты с фортепиано, струнные, духовые дуэты, трио, квартеты, смешанные составы инструментов); вокальные, хоровые сочинения (хоровые - лучше без сопровождения). Обычно бывает достаточным показ 3-х сочинений.
Сочинение вариаций (6-7) на заданную тему. Время выполнения задания дается 6 часов работы, без права пользования инструментом. Разрешается проигрывание на инструменте уже законченной работы. Цель этой части экзамена - выяснить степень самостоятельности творческого почерка, творческой инициативы абитуриента, его умения изложить целостный логико-композиционный процесс. В сочинении вариаций на заданную тему необходимо достичь образной контрастности, изобретательного использования тематического материала в процессе непрерывного развития композиции, при художественно уместном применении гармонии, полифонии, фактуры, тембров, структурно-ритмической изобразительности. Поскольку вариации сочиняются без инструмента, то такая форма экзамена указывает и на качество профессионального музыкального слуха поступающего. Образец: Тема и три вариационных решения (пример № 2), представлен проф. А.А. Кобляковым. ГАРМОНИЯ
гармонизация задачи на заданную тему, в которой предусмотрены: характер модуляционного процесса; При строгом соблюдении всех правил классической гармонии решение задачи для удовлетворительного результата должно иметь черты индивидуально-творческого характера, обладать развитым голосоведением, признаками образной характерности. Образец: Тема и решение задачи (пример № 1), представлен проф. В.Г. Агафонниковым.
Вступительный экзамен по гармонии имеет цель выявить теоретические знания и
практические навыки в области классической гармонии.
Знания и практические навыки должны быть достаточными для свободного владения
всеми необходимыми средствами ладогармонического, логико-композиционного процесса,
обусловленного как заданием, так и художественным намерением,
при творческом характере выполнения экзаменационного задания.
На коллоквиуме осуществляется проверка знаний по следующим разделам: Абитуриент обязан хорошо знать все необходимое об основных инструментах современного симфонического оркестра (диапазоны, технические возможности, темброво-выразительные характеристики инструментов деревянно-духовой группы, группы медно-духовых, наиболее употребительных ударных, клавишных, арфы; струнных инструментов - в целом, смычкового квинтета; умение привести примеры особо яркого применения отдельных инструментов, ансамблей, групп, туттийного звучания всего оркестра в творчестве композиторов). Пропевание с листа достаточно сложной монодийной, интонационно-мотивной конструкции. Абитуриенту может быть предложена для пропевания примерно следующая версия задания. Задание № 1 - приложения №№ 1, 2. Задание № 2 - пропевание мелодической линии с участием фортепиано: верхний голос поется, нижний играется - приложение № 3. Проверка гармонического слуха. Материалом для выполнения контрольного задания может быть следующая версия. В этом задании следует все ноты постепенно усложняющейся композиции, услышанные в исполнении экзаменатора, назвать по вертикали. Абитуриенту могут быть предложены для аналитического разбора сочинения различных композиционных структур - от периода до сонаты. Вовлекаются также вокальные сочинения разных форм. Примерный список произведений для анализа музыкальной формы:
Моцарт. Соната для фортепиано, К332, 2 часть. Знание музыки - важнейший признак творческого призвания молодого музыканта. Для успешной сдачи этого раздела необходимо хорошо знать основные произведения русских композиторов XIX-ХХ веков: увертюру и ряд сцен оперы Глинки "Жизнь за царя", музыку оперы "Руслан и Людмила", симфонические произведения Глинки, увертюры: "Ночь в Мадриде", "Арагонская хота", "Камаринская", романсовое творчество Глинки (по выбору 5-6 произведений); оперу Даргомыжского "Русалка", романсы (5-6); наиболее известные произведения Рубинштейна ("Демон"), Балакирева ("Исламей", 2 романса); оперу Бородина "Князь Игорь"; "Песни и пляски смерти", "Картинки с выставки", "Борис Годунов", "Хованщина" Мусоргского. Необходимо знать музыку (по выбору) опер Римского-Корсакова ("Снегурочка", "Садко", "Царская невеста", "Золотой петушок"), сюиты "Шехеразада", Концерт для фортепиано с оркестром. Желательно возможно более полное знание творчества Чайковского: 1, 4, 5, 6 симфонии, оперы "Евгений Онегин", "Пиковая Дама", Скрипичный концерт, Фортепианный концерт № 1, три Струнных квартета, романсы, "Времена года". Из сочинений Танеева - кантата "Иоанн Дамаскин", романсы, Фортепианный квинтет; Рахманинова - Концерты для фортепиано (3), романсы, Этюды-картины; Скрябина - "Поэма экстаза", фортепианные сонаты; Лядова - "Восемь русских народных песен" для оркестра, "Кикимора", "Баба-Яга", "Волшебное озеро". Необходимо иметь первичные знания творчества Стравинского, Прокофьева, Мясковского, Шостаковича, Хачатуряна, Свиридова, Хренникова, Щедрина, Эшпая, Денисова, Шнитке, Губайдулиной. Из музыки зарубежных композиторов важно иметь достаточные знания произведений Баха, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана, Шопена, Листа, Вагнера, Россини, Верди, Берлиоза, Берга, Штокхаузена. Желательно знать несколько примеров из народной, национальной музыки. Экзаменующийся должен знать композиционные правила, условия, характерные для строгого письма, и более развернуто - о системе свободного письма. Важно знать несколько примеров из ХТК Баха, полифонии Моцарта, Шумана, Хиндемита, Шостаковича. Уметь определить тип фуги (однотемная, двухтемная, трехтемная), указать на принципы имитационной техники, характер противосложения, композиционное строение полифонического сочинения. ФОРТЕПИАНО Прокофьев - Сарказмы, Сказки старой бабушки, Мимолетности; Шуман - Листки из альбома (op. 134); Барток - Багатели (op. 6); Чайковский, Рахманинов, Скрябин, Щедрин - фп. пьесы. В 4 руки - Симфонии Гайдна, Моцарта, Шуберта.
Курс фортепиано по профессиональным требованиям для композиторов в Московской консерватории
повышенный. Свободное владение инструментом - важнейшее подспорье в творческой, музыкальной
деятельности каждого композитора. В оглавление раздела "Поступающим"...
|
![]() |
|
![]() |
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
→ Окажите поддержку сайту KOHCA.net! | ![]() |
![]() |
![]() |
© Сетевой портал Московской консерватории KOHCA.net, 1998-2023. О проекте... Дизайн, логотип, программирование - медиа-ателье РУЗАЙН (Rusign). Сайт из семьи RUZ.NET. Сайт открыт 4 июня 1998 года. |
![]() |