Cетевой портал Московской консерватории

KOHCA.net

Новости
Студенты
Гостевая
Форум
О сайте



Поступающим

Внимание! Вся информация приведена на 2005 г. Актуальные сведения смотрите на mosconsv.ru
Приемные требования для абитуриентов, поступающих в Московскую государственную консерваторию имени П.И.Чайковского на КОМПОЗИТОРСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Cпециальность "композиция"

Требования к уровню подготовки абитуриента

  • Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее профессиональное музыкальное образование.
  • Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем профессиональном музыкальном образовании или высшем профессиональном образовании.
  • При приеме на подготовку по данной специальности консерватория проводит следующие вступительные испытания:
    специальность - по разделам (композиция (прослушивание сочинений);
    композиция (письменно); гармония (письменно и устно); коллоквиум;
    фортепиано.
    русский язык и литература (сочинение).

    ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

    Цель сложного и многосоставного экзамена по специальным дисциплинам при поступлении на композиторский факультет - возможно более полное выявление профессиональных, творческих, личностных композиторских данных.

    Композиция (прослушивание сочинений)
    Показ абитуриентом представляемых им на экзамен готовых сочинений.
    Это могут быть сонатина, соната для фортепиано или других инструментов, пьесы небольших форм для различных инструментов, ансамблевых составов (струнные, духовые инструменты с фортепиано, струнные, духовые дуэты, трио, квартеты, смешанные составы инструментов); вокальные, хоровые сочинения (хоровые - лучше без сопровождения).
    Обычно бывает достаточным показ 3-х сочинений.

    Композиция (письменно)
    Сочинение вариаций (6-7) на заданную тему.
    Время выполнения задания дается 6 часов работы, без права пользования инструментом. Разрешается проигрывание на инструменте уже законченной работы.
    Цель этой части экзамена - выяснить степень самостоятельности творческого почерка, творческой инициативы абитуриента, его умения изложить целостный логико-композиционный процесс.
    В сочинении вариаций на заданную тему необходимо достичь образной контрастности, изобретательного использования тематического материала в процессе непрерывного развития композиции, при художественно уместном применении гармонии, полифонии, фактуры, тембров, структурно-ритмической изобразительности.
    Поскольку вариации сочиняются без инструмента, то такая форма экзамена указывает и на качество профессионального музыкального слуха поступающего.
    Образец: Тема и три вариационных решения (пример № 2), представлен проф. А.А.  Кобляковым.

    ГАРМОНИЯ

    Письменно:
    гармонизация задачи на заданную тему, в которой предусмотрены:
  • композиционная форма (период);
    характер модуляционного процесса;
  • повышенная степень сложности;
  • 4-х-голосное изложение, достижение в развитии заметной кульминации, завершенности формы.
    При строгом соблюдении всех правил классической гармонии решение задачи для удовлетворительного результата должно иметь черты индивидуально-творческого характера, обладать развитым голосоведением, признаками образной характерности.
    Образец: Тема и решение задачи (пример № 1), представлен проф. В.Г. Агафонниковым.
    Устно:
  • гармонический анализ пьесы средней трудности.
  • игра на инструменте модуляций во всех степенях родства.
  • примеры гармонических функций из художественной музыкальной литературы.

    Вступительный экзамен по гармонии имеет цель выявить теоретические знания и практические навыки в области классической гармонии. Знания и практические навыки должны быть достаточными для свободного владения всеми необходимыми средствами ладогармонического, логико-композиционного процесса, обусловленного как заданием, так и художественным намерением, при творческом характере выполнения экзаменационного задания.
    Базовый список учебно-педагогической литературы:

  • Бершадская Т.С. Лекции по гармонии. Л., 1985.
  • Гуляницкая Н.С. Введение в современную гармонию. М., 1984.
  • Катуар Г.Л. Теоретический курс гармонии, части 1-2. М., 1924-25.
  • Мазель Л.А. Проблемы классической гармонии. М., 1972.
  • Способин И.В. Лекции по гармонии. М., 1969.
  • Тюлин Ю.Н. Учение о гармонии. М., 1966.
  • Холопов Ю.Н. Очерки современной гармонии. М., 1974.
  • Холопов Ю.Н. Гармония. Теоретический курс. М., 1988.

    Коллоквиум
    На коллоквиуме осуществляется проверка знаний по следующим разделам:
  • инструментоведение.
    Абитуриент обязан хорошо знать все необходимое об основных инструментах современного симфонического оркестра (диапазоны, технические возможности, темброво-выразительные характеристики инструментов деревянно-духовой группы, группы медно-духовых, наиболее употребительных ударных, клавишных, арфы; струнных инструментов - в целом, смычкового квинтета; умение привести примеры особо яркого применения отдельных инструментов, ансамблей, групп, туттийного звучания всего оркестра в творчестве композиторов).
  • слуховые навыки.
    Пропевание с листа достаточно сложной монодийной, интонационно-мотивной конструкции. Абитуриенту может быть предложена для пропевания примерно следующая версия задания.
    Задание № 1 - приложения №№ 1, 2.
    Задание № 2 - пропевание мелодической линии с участием фортепиано: верхний голос поется, нижний играется - приложение № 3.
    Проверка гармонического слуха. Материалом для выполнения контрольного задания может быть следующая версия. В этом задании следует все ноты постепенно усложняющейся композиции, услышанные в исполнении экзаменатора, назвать по вертикали.
  • знание музыкальных форм, умение анализировать сочинения разных композиционных строений и стилей.
    Абитуриенту могут быть предложены для аналитического разбора сочинения различных композиционных структур - от периода до сонаты. Вовлекаются также вокальные сочинения разных форм. Примерный список произведений для анализа музыкальной формы:

    Моцарт. Соната для фортепиано, К332, 2 часть.
    Моцарт. Соната для фортепиано, К309, 2 часть.
    Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 4, 2 часть (клавир).
    Бетховен. Соната для фортепиано № 7, 2 часть.
    Лист. Романс "Всюду тишина и покой".
    Григ. Ноктюрн.
    Мендельсон. "Песня венецианского гондольера" (из "Песен без слов").
    Шуман. Новелетта № 1.
    Скрябин. Прелюдии для фортепиано ор. 11, №№ 2, 5, 8, 22.
    Скрябин. Поэмы ор. 32, №№ 1, 2.
    Скрябин. Соната для фортепиано № 2, 2 часть.
    Скрябин. Соната для фортепиано № 4, 1 часть.
    Шостакович. 24 прелюдии для фортепиано, ор. 34, №№ 2, 10.
    Прокофьев. 10 пьес для фортепиано из балета "Ромео и Джульетта", № 9 "Танец девушек с лилиями"
    Прокофьев. Соната № 7 для фортепиано, 3 часть.
    Прокофьев. Мимолетности, №№ 10, 17.
    Рахманинов. Прелюдии для фортепиано, ор. 23 - №№ 3, 4, 5, 10; ор. 32 - №№ 5, 12.
    Рахманинов. "Музыкальные моменты", ор. 16. №№ 3, 4.
    Чайковский. "Времена года": Январь, Февраль, Май, Декабрь.
    Шопен. Ноктюрны ор. 9 № 1, ор. 27 № 2, ор. 48 № 1.
    Дебюсси. 24 прелюдии для фортепиано: "Паруса", "Шаги на снегу".

  • знание музыкальной литературы.
    Знание музыки - важнейший признак творческого призвания молодого музыканта. Для успешной сдачи этого раздела необходимо хорошо знать основные произведения русских композиторов XIX-ХХ веков: увертюру и ряд сцен оперы Глинки "Жизнь за царя", музыку оперы "Руслан и Людмила", симфонические произведения Глинки, увертюры: "Ночь в Мадриде", "Арагонская хота", "Камаринская", романсовое творчество Глинки (по выбору 5-6 произведений); оперу Даргомыжского "Русалка", романсы (5-6); наиболее известные произведения Рубинштейна ("Демон"), Балакирева ("Исламей", 2 романса); оперу Бородина "Князь Игорь"; "Песни и пляски смерти", "Картинки с выставки", "Борис Годунов", "Хованщина" Мусоргского.
    Необходимо знать музыку (по выбору) опер Римского-Корсакова ("Снегурочка", "Садко", "Царская невеста", "Золотой петушок"), сюиты "Шехеразада", Концерт для фортепиано с оркестром.
    Желательно возможно более полное знание творчества Чайковского: 1, 4, 5, 6 симфонии, оперы "Евгений Онегин", "Пиковая Дама", Скрипичный концерт, Фортепианный концерт № 1, три Струнных квартета, романсы, "Времена года". Из сочинений Танеева - кантата "Иоанн Дамаскин", романсы, Фортепианный квинтет; Рахманинова - Концерты для фортепиано (3), романсы, Этюды-картины; Скрябина - "Поэма экстаза", фортепианные сонаты; Лядова - "Восемь русских народных песен" для оркестра, "Кикимора", "Баба-Яга", "Волшебное озеро".
    Необходимо иметь первичные знания творчества Стравинского, Прокофьева, Мясковского, Шостаковича, Хачатуряна, Свиридова, Хренникова, Щедрина, Эшпая, Денисова, Шнитке, Губайдулиной.
    Из музыки зарубежных композиторов важно иметь достаточные знания произведений Баха, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана, Шопена, Листа, Вагнера, Россини, Верди, Берлиоза, Берга, Штокхаузена.
    Желательно знать несколько примеров из народной, национальной музыки.
  • знание теоретических, композиционных основ полифонии (строгого и свободного стилей в объеме спецкурса музыкальных учебных заведений).
    Экзаменующийся должен знать композиционные правила, условия, характерные для строгого письма, и более развернуто - о системе свободного письма. Важно знать несколько примеров из ХТК Баха, полифонии Моцарта, Шумана, Хиндемита, Шостаковича. Уметь определить тип фуги (однотемная, двухтемная, трехтемная), указать на принципы имитационной техники, характер противосложения, композиционное строение полифонического сочинения.
  • общие знания в области смежных искусств (театр, литература, поэзия, изобразительное искусство, архитектура, этика, современные тенденции развития музыкального творчества России, мира).

    ФОРТЕПИАНО
    Программа абитуриента должна включать следующие произведения:

  • Полифоническое сочинение: Прелюдия и Фуга. Бах (ХТК), Шостакович, Щедрин.
  • Произведение крупной формы: Соната или вариации. Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт.
  • Произведение малой формы: Пьеса по выбору. Скрябин - op. 11, 15, 16; Шостакович - Прелюдии (op. 34);
    Прокофьев - Сарказмы, Сказки старой бабушки, Мимолетности; Шуман - Листки из альбома (op. 134);
    Барток - Багатели (op. 6); Чайковский, Рахманинов, Скрябин, Щедрин - фп. пьесы.
  • Чтение с листа. В 2 руки - произведение средней трудности;
    В 4 руки - Симфонии Гайдна, Моцарта, Шуберта.
  • Обязательное исполнение самостоятельно подготовленной небольшой пьесы (1-2 стр.), текст которой будет дан на консультации за 2-3 дня до экзамена.

    Курс фортепиано по профессиональным требованиям для композиторов в Московской консерватории повышенный. Свободное владение инструментом - важнейшее подспорье в творческой, музыкальной деятельности каждого композитора.
    Исполнение своих сочинений, чтение партитур, клавиров, знакомство с обширной музыкальной литературой, сам творческий процесс, нередко происходящий за клавиатурой, требует особо ответственного отношения к овладению искусством игры на фортепиано.
    Абитуриент должен представить на экзамен хорошо исполнительски освоенную программу - обычно включающую одно полифоническое произведение, произведение крупной формы, пьесу.
    Желательно сыграть на экзамене свое сочинение. Одно из произведений обязательно должно представлять современную музыку (вторая половина ХХ века). Необходимо хорошо владеть навыками чтения с листа в 2 и 4 руки.

    В оглавление раздела "Поступающим"...


  • Вокруг

    Друзья

    квартет флейт СИРИНКС

      →  Окажите поддержку сайту KOHCA.net!
    Made by Rusign © Сетевой портал Московской консерватории KOHCA.net, 1998-2019. О проекте...
    Дизайн, логотип, программирование - медиа-ателье РУЗАЙН (Rusign). Сайт из семьи RUZ.NET.
    Сайт открыт 4 июня 1998 года.

    Rambler's Top100 Service